Сайт Рериховского общества
Н О В О С Т И   С А Й Т А

Е.И.Рерих и наука будущего

       

12 февраля в гостиной  художественного музея им. М.Ю.Лермонтова г.Заречного состоялся вечер, посвященный науке.  Тему разговора объединили три праздничные даты: 

 - 8 февраля – День Российской науки, учрежденный Указом Президента России и связанный с  основанием в 1724 году Российской академии наук по распоряжению императора Петра I; 

-  12 февраля – День рождения Е.И.Рерих - нашей соотечественницы, философа, научного и общественного деятеля, человека, внесшего в историю науки неоценимый вклад, и чье наследие еще ждет своих исследователей;

- 12 марта – 150 лет со Дня рождения В.И.Вернадского, естествоиспытателя и мыслителя, основоположника учения о живом веществе, работавшего на стыке наук: геологии, биологии, химии. Его называют Ломоносовым 20 века. Редкая синтезирующая способность, всеохватность отличают его творческий гений. Он  оставил нам целостное видение мира и задач человека разумного, предсказав будущие пути его развития. Вернадский был первым из ученых естественников, который понял космическое, может быть, даже космогоническое значение факта возникновения жизни на Земле и начал систематическое исследование ее влияния на развитие планеты. Учение Вернадского о ноосфере оказалось тем завершающим звеном, которое, объединив эволюцию живого вещества с миром неживой материи и перекинув мост к современным проблемам развития общества, подвело нас и к новому видению процессов, в нем происходящих.

       Что же такое наука, знание? О чем размышляют современные ученые? Наука – одна из форм знания. Кроме эмпирической, экспериментальной науки  к формам знания на нашей планете принадлежат религия, философия и  искусство.

       Презентация программы «Е.И.Рерих и наука будущего», подготовленная городским Рериховским обществом, обозначила  параллели между открытиями современной науки  и мыслями Елены Ивановны, оставленными человечеству в ее письмах, в «Космологических записях, в работе «Изучение свойств человека» и других работах, а также в философско-этическом Учении Живой Этики.

       Теория физического вакуума и торсионные поля, теория суперструн, голографический принцип построения Вселенной, «кротовые норы» и темная энергия, высокочастотная фотография, изобретенная супругами Кирлиан и  позволяющая видеть излучения различных объектов природы и человека – это неполный ряд важных открытий, способствующий продвижению современной науки к признанию многомерности пространства, Единства в Многообразии, существования иных миров, более тонких состояний материи, участия человека в эволюционном процессе, а, значит, и его ответственности за судьбу человечества и планеты.  Об этом неоднократно  писала Е.И.Рерих в своих работах.

       Елена Ивановна в своих трудах расставляла вехи новой, одухотворенной науки, где найдут свое место метанаучные методы познания, которые, по определению академика РАЕН и РАКЦ Л.В.Шапошниковой, «связаны с духовным пространством человека и его внутренним миром».  Метанаука объединяет самые разные пути постижения мира – через художестенное восприятие, религиозный опыт, прозрения, видения, озарения, пророчества, свидетельства и т.д.  «Метазнание, или сверхнаучное знание, как правило, связано с Высшим в Космосе и в силу этого имеет причинный характер, в то время как научное знание, связанное с исследованиями явлений плотной материи, носит характер следствия». 

       Такие философы  «Серебряного века»,  как В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Н.Ф.Федоров, С.А.Булгаков, С.Н. и Е.Н. Трубецкие и ряд других обращались смело и бескомпромиссно к духовным проблемам космической эволюции человечества, к метазнаниям. В работах Н.К.Рериха, М.К.Чюрлениса, В.И.Сурикова, А.Н.Скрябина и других ощущался отзвук и величие инобытия из Высших сфер. Поэты-пророки, такие как Ф.И.Тютчев, А.А.Блок, А.Н.Толстой обогощали это направление своими уникальными стихами.

       Могие русские ученые, среди которых были К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский, в своем творчестве обращались к новым идеям, связанным с представлением о строении Космоса и взаимодействии с нашей планетой. Вернадский считал, что в современном научном мировоззрении невозможно отделить то, что пришло в него от чистой эмпирической науки, от того, что пришло от метанауки.

       Духовные и нравственные начала в науке прозвучали в работах более позднего поколения русских ученых – академиков А.Д.Сахарова, Б.В.Раушенбаха, Н.П.Бехтеревой. Интересны философские размышления математика, академика РАН Н.Н.Моисеева:  «Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет и новая система ценностей».

       Иными словами, если есть целостное восприятие мира, или мироощущение, то и система познания должна быть целостной, или синтетической.

       Такая методология познания была заложена семьей Рерихов в 1928г. в основание Института Гималайских исследований «Урусвати», почетным президентом-основателем которого стала Елена Ивановна. С институтом сотрудничали видные ученые всего мира. Важным принципом его деятельности было сочетание древних знаний с современными научными открытиями. Разработки шли в русле новой, одухотворенной науки, вовлекавшей духовный мир человека в круг своего пристального внимания. В этом крупном научном центре велись философские, лингвистические, искусствоведческие, этнографические, ботанические, биохимические, космофизические, канцерологические исследования.

       Известный художник, мыслитель, ученый-естествоиспытатель С.Н.Рерих вернулся к идее комплексного института, базирующегося на методологических положениях Живой Этики,  через несколько десятилетий после его консервации во время Второй мировой войны. Он заложил в концепцию Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха широкую научную программу, которую в настоящее время реализует коллектив Центра под руководством ученого-космиста Л.В.Шапошниковой. Согласно подписанному в 2012г. договору между МЦР и индийским Международным Мемориальным Трестом Рерихов вновь возобновляется деятельность института «Урусвати».

       Е.И.Рерих  знала, что новому знанию уготованы свои сроки, что науке дана возможность восстановить потерянную ею в веках связь с Высшим, что свет знания может изменить весь мир к лучшему, что знания – превыше всего!  Она возлагала огромную надежду на Россию: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира». «Велик дух ее народа, и в страданиях и исканиях обретает он мощь непобедимую. Так суждено».

       Наследие представителей «русского космизма» и думающих ученых более позднего поколения российской науки, формирующих целостный подход к явлениям Космоса, Природы и человеческого общества, - это не только научная концепция, но и практическое преображение жизни и сознания человека.  Оно устремлено своими открытиями в Грядущее, в Новый Мир, для которого они и трудились.

                                                                                                                                                                                                               О.Слепова, Рериховское общество г.Заречного

Назад

Хостинг от uCoz