Р Е Р И Х О В С К О Е   О Б Щ Е С Т В О   Г. П Е Н З Ы

Н Е К О М М Е Р Ч Е С К А Я    О Б Щ Е С Т В Е Н Н А Я   О Р Г А Н И З А Ц И Я
Главная =>Культурно-просветительская деятельность=>Педагогика
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Зачем Бог сотворил человека? – спросил  
молодой  ангел  у  своего наставника.
Чтобы он мыслил, - ответил наставник.
-Зачем человеку мыслить:
-Чтобы творил он Культуру.
-Что есть Культура?
- Она есть Путь к Богу.
- Зачем человеку Путь к Богу?
-Чтобы совершенствоваться
 и тоже стать ангелом.
Ш.А. Амонашвили

Воспитание Культурой

(о реализации программы «Страна Культуры» в МОУ СОШ № 47 и ЦРТД и Ю №2  г. Пензы).

Сегодня в научной педагогической среде идет поиск новых подходов к воспитанию. Прежде всего, они связаны с более глубоким осмыслением личности ребенка, его внутреннего мира и целей воспитания. И в этом сложном процессе Культуре отводится ведущая роль. Известный философ серебряного века Павел Флоренский считал, что именно через Культуру в нашем мире проявляется Высшее, Божественное Начало.

 Этот чудесный акт в человеке может совершиться при одном условии – осознании. Осознание духовного света Культуры – очень серьезная проблема, в том числе и школьного образования, и воспитания. Необходимый минимум знаний о культуре дети получают практически на всех уроках гуманитарного цикла, кроме того, они посещают музеи, ходят в театр и на концерты, выезжают на экскурсии. Но, часто, так и не могут почувствовать, понять разницу между добром и злом, красотой и безобразием, индивидуализмом и сотрудничеством. Все потому, что культура для них либо одно из средств досуга, либо сухая, нужная для интеллектуального развития теория. Преображающая сила культуры открывается, только при условии  осознания ее глубинных смыслов, как учащимися, так и педагогами. На наш взгляд, это один из главных принципов воспитания, который должен быть положен в основание любого педагогического процесса.

Программа «Страна Культуры два года апробируется в школе № 47. Ее системообразующим компонентом являются праздники нового типа, в основе которых лежит утверждение идейно-смысловых ценностей Культуры. Это День Красоты, День Матери, День Земли, День Культуры. Особенность этих праздников в том, что они стоят над религиозными, национальными и политическими различиями, что делает их по сути универсальными. С их помощью дети стремятся глубже осмыслить те общечеловеческие ценности, которые всеобщий прагматизм сегодня пытается вытеснить на задний план. Безусловным достоинством этих праздников является и то, что благодаря универсализму их можно выстроить в единую воспитательную систему, подчинив одной тематике. В  2006-2007гг. это была тема: «Красота спасет мир», а в прошлом учебном году «Богатство страны – это ее великие люди». Через такую универсальную и доступную форму как праздники мы пытаемся расширить духовно-нравственное восприятие мира, погружая детей в атмосферу искусства, науки, философии. Большую методическую и творческую помощь оказывают общественные организации и представители культурной общественности города.

В рамках программы в школе работает выставочный зал, где демонстрируются картины наших пензенских художников,  где  проводятся экскурсии для всех классов школы. Цель этих экскурсий, не только познакомить ребят с творческой биографией художников, особенностью их стиля, то есть не только познавательная, но и воспитательная, так как предполагает разговор о внутреннем мире человека, об общечеловеческих проблемах и творческих мирах, которые заключает в себе каждая детская душа. Тематический подбор художественных произведений для выставок соответствует их задачам. Помимо реалистичных пейзажей и портретов мы выбираем картины, которые могут погрузить ребенка в чудесный и фантастический мир. Перед ними открываются глубины космоса с далекими галактиками, невиданными закатами и восходами других планет, изящные, похожие на египетских цариц, инопланетянки,  хрустальные города, парящими в небе. За истекший период у нас прошли 7 выставок. Среди них: «Облики Красоты» В. Заворовского, «Миры» Вавилина, «Музыка Жизни» А.В. Салычева,  «Остановись мгновенье» А.П. Афанасьева, «Страна легенд» Уварова, «Держава Рерихов» выставка репродукций, «Алтай. В поисках Беловодья» фотовыставка. Творческая активность учащихся побудила нас начать работу над сборником сказок, написанным самими детьми.

 Открытие выставки – неотъемлемый компонент каждого праздника. Сам праздник представляет собой целый спектр различных мероприятий, объединенных одной темой, организованный и проведенный в сотворчестве детей и взрослых. Он включает в себя тематический классный час, подведение итогов различных конкурсов, оформление информационного стенда и выставки творческих работ учащихся, тематический концерт, открытие выставки картин в рамках проекта «Картинная галерея в школе», встречи с интересными людьми и выступления известных творческих коллективов и исполнителей г. Пензы в рамках проекта «Творческая гостиная». Так за истекший период состоялись встречи с художниками: Салычевым А.В., Вавилиным В.Н, Афанасьевым А.П., скульптором Кочаровским Б.В.; писателем Сидоренко В.Н, д.т.н. Ануфриевым В.С. (г. Екатеринбург); космонавтом-испытателем Самокутяевым А.Ю. (г. Москва), и др. Временные рамки праздника часто не ограничивались одним днем. Порой мероприятия продолжались неделю.

Кульминацией праздника является концерт, в котором широко используются современные выразительные средства и творчество детей. Он обязательно носит характер торжественного и яркого действа. Один из последних, посвященных «Дню Матери», начался с показа слайда «Сикстинская Мадонна Рафаэля» и размышлений относительно божественности материнского начала. Были показаны презентации, подготовленные самими учащимися, о жизни и подвиге великих женщин России – Княгине Ольге, Марии Кузьминой-Караваевой (Матери Марии), Е.И. Рерих. Помимо школьников, на концерт были приглашены и мамы. Они получили благодарности от администрации школы за успехи в воспитании своих детей. Также, по отзывам детей, особенно запомнился им и концерт, посвященный празднику «День Земли» (март 2007г.). Несколько неожиданным и торжественным оказался для них звон колокола, во время которого им предлагалось подумать о судьбах мира, о том,   как нужно сохранить планету для будущих поколений.  Кульминацией программы является праздник День Культуры, который мы отмечаем в апреле. В завершении подводятся итоги и награждаются активные участники программы.

Помимо традиционных форм социально-культурной деятельности мы использовали и инновации. Таким нововведением стала «Минута единения в Добре». Ее можно определить как прием медитативно-творческой игры. Суть этой формы в том, что в определенное время  учащиеся думали минуту одну и ту же мысль о Добре, каждый раз она выражалась определенной формулой, соответствующей тематике праздника. Например: «Мир и радость всем матерям земли», «Пусть миру будет хорошо» и т.д. Этот своеобразный рефрен в празднике позволил несколько выделить его из череды традиционных дел, придал ему оригинальность и торжественность. Еще одной традицией, появившейся в воспитательном пространстве школы, стал обычай начинать праздничный день программы фонограммой классической музыки, она также стала удачным дополнением к торжеству, создавая атмосферу радости, необычности, значительности, задавала тон на весь день.

Большое воспитательное значение имеет не только проведение самих праздников, но и подготовка к ним. Необходимо отметить, что в программе современному массовому празднику отводилась роль своеобразной кульминации, которой предшествует период, обеспечивающий ценностно-смысловую подготовку к нему. Он (период) характеризовался в основном формами социально-культурной деятельности, которые носили длительный и регулярный характер. Это проект «Школьная картинная галерея»,  а также формы, которые требовали подготовки и серьезной культуротворческой деятельности, к ним можно отнести, например, социальное проектирование, выпуск тематических школьных газет, конкурсы рисунков, сочинений, культурные акции и т.д. 

Такая эмоционально-творческая подготовка к празднику позволила ознакомить и заинтересовать большое количество детей, превратив их из пассивных зрителей в активных участников и организаторов мероприятий в рамках программы. А подведение итогов конкурсов во время праздников, еще больше усилило их (праздников) значение как кульминационных, узловых модулей программы.

Кто проводники в страну Культуры? Конечно, педагоги. Их уровень восприятия культуры является одним из главных условий реализации программы. Для них организовывались семинары «Педагогическое моделирование в современной школе», «В чаше ребенка сияет зародыш зерна Культуры» (по результатам участия в педагогических чтениях Ш.А. Амонашвили), проводились экскурсии по выставкам, ознакомительные беседы по материалам научно-практической конференции «Дети нового сознания», предлагалась литература духовно-нравственного содержания и методическая литература, посвященная инновационным педагогическим методикам. Вот уже два года педагоги школы № 47 принимают участие в педагогических чтениях по гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили.

В программе предусмотрена работа и с самыми первыми воспитателями ребенка – родителями. Для них были организованы не совсем обычные родительские собрания. Так одно из них было посвящено Дню Красоты. Выступал духовой оркестр, была показана слайд-композиция «Космическое творчество», о воспитании детей Красотой с ними говорили известные представители культурной и научной общественности города. Другое родительское собрание было посвящено проблеме развития творческой активности детей. Мамы являются непременными участниками праздника День Матери.

 Особенность программы «Страна Культуры» заключается в подборе материала, где главным критерием является его содержательная сторона аксиологически связанная с глубинным пониманием Культуры, которое основано на трудах философов: Н.А. Бердяева, П.Флоренского, В. С. Соловьева, Н.К. Рериха, Д.С. Лихачева; ученых: К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, педагогов: К.И. Ушинского, Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Так постепенно мы стараемся настроить детские души на волну восприятия Культуры. Иногда нам это удается и тогда, дети вдруг начинают замечать и красоту осеннего цветка и рисовать сердце, вместившее весь мир,  сочинять музыку к картинам художников -космистов и придумывать чудесные сказки о звездных полетах и красивых инопланетянках.

 Проведенный опрос по итогам программы показал, что большинство учащихся воспринимают культуру как необходимость духовного совершенствования человека и общества, осознают свою ответственность не только за свои слова и поступки, но и за мысли, считают необходимым продолжение программы «Страна Культуры».

Пока мы далеки от завершенной модели программы, она (программа) все еще находится на стадии эксперимента. Кроме того, мы не надеемся на быстрые результаты, так как отследить их в воспитательном процессе, по мнению специалистов, очень сложно. Специфика его такова, что плоды воспитания могут проявиться не в ближайшее время. Возможно, дети, только став взрослыми, поймут смысл того, что мы хотели до них донести сегодня. В конечном итоге мы надеемся, что  сможем помочь детям стать не «сухими образованцами» а настоящими людьми, которые возможно в будущем тоже сделают несколько шагов, чтобы построить свою Страну Культуры.

Адрес сайта: cultura-svet.narod.ru

Хостинг от uCoz