Р Е Р И Х О В С К О Е   О Б Щ Е С Т В О   Г. П Е Н З Ы

Н Е К О М М Е Р Ч Е С К А Я    О Б Щ Е С Т В Е Н Н А Я   О Р Г А Н И З А Ц И Я
Главная =>Гуманная педагогика
ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА

Урок русского языка в 6 классе.

Тема.  Имя прилагательное (повторение).

Лексическая тема. Живые камни.

Цели:

- проверить знания учащихся по данной теме,

- содействовать активизации познавательной и мыслительной деятельности,

- учить видеть за словом предмет или явление окружающего мира,

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

Оборудование: раздаточный материал (текст, образцы минералов), поделка из камня, цветные карандаши, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

Вступление.

- Начинаем урок. Записываем число – 13-е февраля. Чем примечателен этот день?                  

(чей-либо день рождения, памятный для кого-то день, снег выпал-растаял, несчастливое число и т.п.). Теперь определим, чем будем заниматься на уроке: вспомним, что знаем об имени прилагательном. Дайте определение этой части речи. Вы знали его с 5-го класса. Какие новые знания вы получили об имени прилагательном в 6-ом классе? (разряды прилагательных, степени сравнения, правописание).

Повторять будем на языковом материале. Лексическая тема – «Живые камни».

Презентация текста.

- У меня в руках книга «Уральские сказы». Их написал замечательный русский сказочник Петр Бажов. Кто-нибудь читал? Послушайте, как звучат названия: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце» и т.д. Бажов рассказывает о людях, кому открываются подземные богатства. Вы, наверное, подумали, что это о геологах? Они действительно ищут газ, нефть, уголь, чтобы людям было тепло, светло, уютно. Но Бажов рассказывал о тех, кто способен был увидеть в камне его душу, кто мог показать его красоту. Это обработчики камня, настоящие художники. Вот перед вами ваза, выточенная из камня оникса. Это, конечно, работа современного мастера, и использовал он специальный станок. А 100-150 лет назад камни обрабатывали вручную.

            Итак, мы берем отрывок из сказа Бажова «Каменный цветок». Жил-был мастер Данила. Слава о нем по всему Уралу шла. Но услышал он о каменном цветке небывалой красоты и отправился на его поиски. Представьте себя рядом с Данилой. Долго он шел. «До того в лесу темненько было, а тут  ровно он ожил, стал светлый-светлый. Трава снизу разноцветными огнями загорелась.  Деревья одно другого краше. Пощупал одно, а оно холодное да гладкое. В прогал полянку видно, а на ней цветы каменные, и пчелки золотые, как искорки, над теми невиданными цветами вьются. Ну такая красота, что век бы не нагляделся.»  Представили это подземное царство?

Работа с текстом.

- Определим лексическое значение слова «прогал». Определим тип текста (описание), его признаки. Выразительность тексту придают прилагательные. Выпишите прилагательные в три столбика по разрядам.

- Проверим себя. Прилагательное «золотые», конечно, качественное, т.к. употреблено в переносном значении. И не оказалось притяжательных. Образуем сами от слова «Хозяйка» (Хозяйкины горы), Данила (Данилова котомка).

- Следующее задание: доказать, опираясь на текст, что имена прилагательные изменяются.

- Найдите сказуемое в 4-ом предложении. Чем оно выражено?

- Образуйте от прилагательного «яркий» 4 формы степеней сравнения.

- Нам осталось повторить правописание прилагательных. Материал для этого найдем в тексте (одно и два Н, НЕ с прилагательными, дефисное написание).

- Внимательно перечитаем текст (про себя)

- Мы вместе с Данилой оказались в царстве камней. Какие движения мы должны сделать? Давайте встанем, посмотрим налево, направо, еще раз, теперь потянемся и потрогаем вот  то каменное дерево, вот  это, наклонимся над одним цветком, теперь над другим. А вот рассыпаны интересные камушки, таких поверх земли не увидишь. Будем их собирать и складывать в свою котомку. И наконец, разведем широко руки, удивляясь, в какое необыкновенное место мы попали. Садитесь.

- (Звучит музыка.)  Хотите посмотреть, какие камушки мы набрали? (Раздача минералов). Перед вами  самые древние жители Земли – минералы. Потрогайте их. Как вы думаете, сколько им лет? Запишите предложение «Минералы – самые древние жители планеты». Давайте приложим их к уху, они нам что-нибудь расскажут.

- Думаю,  не все поверили, что камни могут говорить, рассказывать. Но есть стихотворение Якова Полонского (многие из вас учили его стихи наизусть) «Бэда-проповедник». Проповедник – это мудрец, который рассказывает людям о том, как надо жить, чтобы всем людям было хорошо. Слушаем стихотворение.

- Услышали камни и ответили. Но вы опять можете возразить, что это художественное произведение. Тогда послушаем ученых. Они разработали метод исследования керамических черепков при археологических раскопках. Назвали его палеофонография. Разберем состав этого слова: палео-древний, фоно-звук, графия-описание. При обработке древней керамики ученые услышали звучание механизмов (видимо, было целое производство этих изделий), узнали пульс работавшего тогда мастера, частоту его дыхания, возраст. И, главное, воспроизвели фрагмент пения! Да, мастер при работе пел, и на глине остался его голос. Так что давайте попробуем услышать, что запомнили наши камни или самим рассказать им что-либо. При этом обратите внимание, как спокойны, терпеливы, внимательны будут ваши собеседники, и будьте сами такими. (Звучит музыка).

- Кто-то хочет рассказать о своих беседах?

- Сейчас попробуем сравнить три камня: кварц, лазурит и песчаник. Какие они по характеру?

Творческое задание.

- Камни стали для нас совсем живыми. Попробуем нарисовать свой камень и обязательно показать, что он живой. А пока вы рисуете, я расскажу еще об одном свойстве камня: они могу помогать в лечении. Древние люди знали об этом, а современные только начинают приходить к этим знаниям. Вот этот минерал – кварц (горный хрусталь) можно использовать при воспалениях, ожогах, бессоннице, при температуре, зубных и сердечно-сосудистых болезнях. Для этого надо, конечно, много читать, изучать этот вопрос, а то приложим камень, куда не надо, и навредим себе.

- Дорисовать можно будет дома. Если хотите, покажите свой рисунок товарищу или всем нам.

- Прошу ответить на такой вопрос: чему могут научить нас камни? (терпению, внимательности, твердости, спокойствию, умению молчать).

- Обратимся к эпиграфу нашего урока, перечитаем его. Прав был И.А.Бунин? Есть, чему удивляться в нашей жизни? Вспомним слова Джона Рескина, мы записывали в тетрадях, перечитайте. Что их объединяет, какая мысль?

Подведение итогов.

- Итак, на уроке сегодня мы проделали большую работу: повторили имена прилагательные, познакомились с творчеством П.Бажова, услышали еще одно стихоторение Я.Полонского, узнали про новый метод научного исследования палеофонографию, удивились одному из чудес на нашей планете – минералам и поняли, что у них есть чему поучиться.

Домашнее задание (по выбору):

- послушать свой камень (вы возьмете их домой, а на следующий урок принесете), поговорить с ним,

- дорисовать в тетрадях,

- подобрать определения к слову «камень»,

- составить вопросы к лексической теме «Живые камни»,

- написать сочинение на эту тему.

Психологическая разгрузка.

- Мы много работали на уроке, и сейчас будем отдыхать. Посмотрим слайдряд, понаслаждаемся красотой и послушаем хорошую музыку.

Дополнительный материал.

- Послушайте, как красиво звучат названия минералов: аквамарин, берилл, бирюза, гроссуляр, изумруд, карнеол, кахолонг, малахит, нефрит, оникс, опал, раухтопаз, рубин, сардоникс, турмалин, хризолит…

Адрес сайта: cultura-svet.narod.ru

Хостинг от uCoz