Бахтибекова Маргарита Николаевна,
учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного
учреждения cредняя общеобразовательная
школа №56 г. Пенза.
Гуманная педагогика получает все большее распространение в образовательном пространстве и России, и зарубежья. Регулярно проводятся Педагогические чтения, конференции и семинары, издается много книг. И все больше проявляется роль учителя в системе гуманной педагогики.
На первый взгляд, в названной системе нет ничего нового: любовь к детям, развитие их интеллектуальных и творческих способностей и т. п. И вряд ли найдется педагог, отрицающий все эти принципы. Но когда «войдешь» в эту систему, проникнешься идеями великого педагога современности Ш.А. Амонашвили, попробуешь себя в этой фактически новой деятельности, начинаешь понимать, что главное отличие гуманной педагогики сам педагог, учитель нового типа, нового сознания.
18 лет назад пришла в школу после работы в пединституте. Казалось, все просто: детей люблю, знания есть, школьный опыт придет. Но чем дольше работала в школе, тем яснее понимала, что требования к современному учителю возрастают с каждым годом. Нет, не о профессиональной подготовке идет речь и не о загруженности. Говорю о личности учителя, его внутреннем мире, его убеждениях.
На одном из семинаров Ш.А. Амонашвили услышала такие слова: «Учитель - хрустальное окно, через которое ребенок смотрит на мир». Эта хрустальная чистота - отражение внутреннего мира учителя. Если он богат, содержателен, если в нем всегда есть место поиску истины, смысла жизни, развитию творческого потенциала, пониманию и осознанию красоты мира, нравственных принципов, то именно это должен увидеть в учителе ученик и именно это станет настоящей воспитательной силой. Древнегреческий мыслитель Платон в одном из диалогов Сократа приводит его слова о врачах: «Ведь лечат, по-моему, не телом тело иначе было бы недопустимо плохое телесное состояние самого врача, - нет, лечат тело душой, а ею невозможно хорошо лечить, если она у врача плохая или стала такой» (1, стр. 127). Это сказано о враче. Что же тогда говорить об учителе, деятельность которого напрямую обращена к душе ребенка. Мы должны воспитать в нем, например:
нравственные принципы (А мы всегда им следуем?),
любовь к творчеству, созиданию (А мы всегда в творческом поиске?),
умение видеть красоту мира (А мы часто завороженно смотрим на краски заката?).
Ш.А. Амонашвили в книге «Баллада о воспитании» пишет: «Детям Света нужны родители Света, учителя Света. Мы должны, обязаны такими стать» (2, стр. 21). Как же хотя бы приблизиться к такому высокому званию? И здесь же дается ответ: «Для этого нужно, чтобы мы расширили наше сознание» (2, стр. 21). Автор книги предлагает «помочь Ребенку пофилософствовать о жизни, о мироздании, о беспредельности, о душе, о бессмертии» (2, стр.77). Но для таких бесед надо самому взрослому пытаться отвечать на эти вопросы. И мы приходим к необходимости формирования у себя широкого мировоззрения на основе синтеза древних и современных знаний, философии Запада и Востока, на принципах космического мышления. Такое мировоззрение вбирает в себя все самое ценное из прошлого и настоящего человечества, несет в себе огромный энергетический заряд действенности, устремляя человека к духовному совершенствованию.
Нам надо учиться признавать некие важные допущения, составляющие Истину для мировых религиозных и многих этико-философских учений:
- существуют Высшие Силы;
- душа человека есть реальная субстанция;
- дух Божественного происхождения составляет истинную сущность человека;
- земная жизнь есть отрезок пути восхождения духа.
Отрицая эти постулаты, мы переводим человека в разряд биологических существ с уже заложенными при рождении достоинствами и недостатками. Тогда теряется смысл педагогической деятельности вообще, она приравнивается к дрессировке. Но «признавая реальность человеческой души как философскую и педагогическую аксиому, мы попадаем в совершенно иной мир взглядов, представлений и отношений. Эта аксиома объясняет смысл сотрудничества учителя и ученика. Как неуничтожимое и вечное, духовное начало в человеке одинаково достойно уважения во взрослом и ребенке. Духовное взаимодействие учителя и ученика основа их сотворчества» (3, стр. 24).
Нам необходимо признание жизненности (но не абстрактности) понятия «духовный мир». Духовный мир это та внутренняя глубина в человеке, где происходит, по словам академика Л.В. Шапошниковой, «таинственный процесс взаимодействия духа и материи» (4, стр. 150). Это некое пространство, которое несет в себе энергетику Высшего. Именно через это пространство проходит связь человека с Высшим, а без этой связи невозможен процесс совершенствования человека, развитие его духа, повышение его сознания.
Видимо, рано или поздно у каждого должен наступить момент переосмысления содержания своего внутреннего «я», часто сама жизнь подталкивает к этому процессу. Для меня началом такого переосмысления стало знакомство с этико-философскими положениями Живой Этики. Появился довольно осмысленный взгляд на жизнь, стало иным отношение к детям и, как следствие, ко всему педагогическому процессу. Семинары Ш.А. Амонашвили, Педагогические Чтения, книги по гуманной педагогике подтвердили правильность моих взглядов и устремлений. Наступил период вполне сознательных попыток самосовершенствования, желания дальнейшего духовного роста и профессионального мастерства.
Долгий поиск ответов на свои вопросы дал мне ответ и на сложнейший вопрос о духовности, которую можно рассматривать как высшую психическую энергию, отражающуюся в бескорыстном стремлении к Истине, Добру и Красоте. Стремление к Истине это научное и метанаучное познание мира, его устройства, сущности Бытия, это поиски смысла жизни, сущности человека. Стремление к Добру это путь усовершенствования человека, человеческой души, в сущности - Путь к Богу. Стремление к Красоте это путь поиска гармонии мира через слово, краски, звуки, образы. Фактически, это три формы человеческого сознания: наука, религия и искусство. Значит, нам необходимо смотреть на мир как бы в три окошка одновременно, и тогда мир предстанет в своем истинном свете, не искаженный привычными представлениями и суетой обыденной жизни.
Таким образом, синтез духовного богатства и профессионального мастерства может дать нам возможность стать учителями Света. Вспомним слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».
Литература:
- Платон. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. 224 с.
(Антология гуманной педагогики).
- Баллада о воспитании. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007
- Классики мировой педагогики о гуманном воспитании. Первые Педагогические чтения: Материалы выступлений. 24 марта2005г.
- Лаборатория гуманной педагогики. Бишкек: Издательский Дом «Салам», 2005. 120с.
- Шапошникова Л.В. Град светлый. Международный Центр Рерихов, 1999. 192 с.