Р Е Р И Х О В С К О Е   О Б Щ Е С Т В О   Г. П Е Н З Ы

Н Е К О М М Е Р Ч Е С К А Я    О Б Щ Е С Т В Е Н Н А Я   О Р Г А Н И З А Ц И Я
Главная =>Гуманная педагогика
ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА

ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ НУЖЕН УЧИТЕЛЬ НОВОГО СОЗНАНИЯ.

Бахтибекова Маргарита Николаевна,
учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного
учреждения cредняя общеобразовательная
школа №56 г. Пенза.

Гуманная педагогика получает все большее распространение в образовательном пространстве и России, и зарубежья. Регулярно проводятся Педагогические чтения, конференции и семинары, издается много книг. И все больше проявляется роль учителя в системе гуманной педагогики.

На первый взгляд, в названной системе нет ничего нового: любовь к детям, развитие их интеллектуальных и творческих способностей и т. п. И вряд ли найдется педагог, отрицающий все эти принципы. Но когда «войдешь» в эту систему, проникнешься идеями великого педагога современности Ш.А. Амонашвили, попробуешь себя в этой фактически новой деятельности, начинаешь понимать, что главное отличие гуманной педагогики – сам педагог, учитель нового типа, нового сознания.

18 лет назад пришла в школу после работы в пединституте. Казалось, все просто: детей люблю, знания есть, школьный опыт придет. Но чем дольше работала в школе, тем яснее понимала, что требования к современному учителю возрастают с каждым годом. Нет, не о профессиональной подготовке идет речь и не о загруженности. Говорю о личности учителя, его внутреннем мире, его убеждениях.

На одном из семинаров Ш.А. Амонашвили услышала такие слова: «Учитель - хрустальное окно, через которое ребенок смотрит на мир». Эта хрустальная чистота - отражение внутреннего мира учителя. Если он богат, содержателен, если в нем всегда есть место поиску истины, смысла жизни, развитию творческого потенциала, пониманию и осознанию красоты мира, нравственных принципов, то именно это должен увидеть в учителе ученик и именно это станет настоящей воспитательной силой. Древнегреческий мыслитель Платон в одном из диалогов Сократа приводит его слова о врачах:  «Ведь лечат, по-моему, не телом тело – иначе было бы недопустимо плохое телесное состояние самого врача, - нет, лечат тело душой, а ею невозможно хорошо лечить, если она у врача плохая или стала такой» (1, стр. 127).   Это сказано о враче. Что же тогда говорить об учителе, деятельность которого напрямую обращена к душе ребенка.  Мы должны воспитать в нем, например:

нравственные принципы (А мы всегда им следуем?),

любовь  к творчеству, созиданию (А мы всегда в творческом поиске?),

умение видеть красоту мира (А мы часто завороженно смотрим на краски заката?).

Ш.А. Амонашвили в книге «Баллада о воспитании» пишет: «Детям Света нужны родители Света, учителя Света. Мы должны, обязаны такими стать» (2, стр. 21). Как же хотя бы приблизиться к такому высокому званию? И здесь же дается ответ: «Для этого нужно, чтобы мы расширили наше сознание»  (2, стр. 21). Автор книги предлагает «помочь Ребенку пофилософствовать о жизни, о мироздании, о беспредельности, о душе, о бессмертии» (2, стр.77). Но для таких бесед надо самому взрослому пытаться отвечать на эти вопросы. И мы приходим к необходимости формирования у себя широкого мировоззрения на основе синтеза древних и современных знаний, философии Запада и Востока, на принципах космического мышления. Такое мировоззрение вбирает в себя все самое ценное из прошлого и настоящего человечества, несет в себе огромный энергетический заряд действенности, устремляя человека к духовному совершенствованию.

Нам надо учиться признавать некие важные  допущения, составляющие Истину для мировых религиозных и многих этико-философских учений:

- существуют Высшие Силы;

- душа человека есть реальная субстанция;

- дух Божественного происхождения составляет истинную сущность человека;

- земная жизнь есть отрезок пути восхождения духа.

Отрицая эти постулаты, мы переводим человека в разряд биологических существ с уже заложенными при рождении достоинствами и недостатками. Тогда теряется смысл педагогической деятельности вообще, она приравнивается к дрессировке. Но «признавая реальность человеческой души как философскую и педагогическую аксиому, мы попадаем в совершенно иной мир взглядов, представлений и отношений. Эта аксиома объясняет смысл сотрудничества учителя и ученика. Как неуничтожимое и вечное, духовное начало в человеке одинаково достойно уважения во взрослом и ребенке. Духовное взаимодействие учителя и ученика – основа их сотворчества» (3, стр. 24).

Нам необходимо признание жизненности (но не абстрактности) понятия «духовный мир».  Духовный мир – это та внутренняя глубина в человеке, где происходит, по словам академика Л.В. Шапошниковой, «таинственный процесс взаимодействия духа и материи»  (4, стр. 150). Это некое пространство, которое несет в себе энергетику Высшего. Именно через это пространство проходит связь человека с Высшим, а без этой связи невозможен процесс совершенствования человека, развитие его духа, повышение его сознания.

Видимо, рано или поздно у каждого должен наступить момент переосмысления содержания своего внутреннего «я», часто сама жизнь подталкивает к этому процессу. Для меня началом такого переосмысления стало знакомство с этико-философскими положениями Живой Этики. Появился довольно осмысленный взгляд на жизнь, стало иным отношение к детям и, как следствие, ко всему педагогическому процессу. Семинары Ш.А. Амонашвили, Педагогические Чтения, книги по гуманной педагогике подтвердили правильность моих взглядов и устремлений. Наступил период вполне сознательных попыток самосовершенствования, желания дальнейшего духовного роста и профессионального мастерства.

Долгий поиск ответов на свои вопросы дал мне ответ и на сложнейший вопрос о духовности, которую можно рассматривать как высшую психическую энергию, отражающуюся в бескорыстном стремлении к Истине, Добру и Красоте. Стремление к Истине – это научное и метанаучное познание мира, его устройства, сущности Бытия, это поиски смысла жизни, сущности человека. Стремление к Добру – это путь усовершенствования человека, человеческой души, в сущности - Путь к Богу. Стремление к Красоте – это путь поиска гармонии мира через слово, краски, звуки, образы. Фактически, это три формы человеческого сознания: наука, религия и искусство. Значит, нам необходимо смотреть на мир как бы в три окошка одновременно, и тогда мир предстанет в своем истинном свете, не искаженный привычными представлениями и суетой обыденной жизни.

Таким образом, синтез духовного богатства и профессионального мастерства может дать нам возможность стать учителями Света. Вспомним слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».

Литература:

  1. Платон. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 224 с.

(Антология гуманной педагогики).

  1. Баллада о воспитании. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007
  2. Классики мировой педагогики о гуманном воспитании. Первые Педагогические чтения: Материалы выступлений. 24 марта2005г.
  3. Лаборатория гуманной педагогики. – Бишкек: Издательский Дом «Салам», 2005. – 120с.
  4. Шапошникова Л.В. Град светлый. – Международный Центр Рерихов, 1999. – 192 с.
Адрес сайта: cultura-svet.narod.ru
Назад

Хостинг от uCoz