Р Е Р И Х О В С К О Е   О Б Щ Е С Т В О   Г. П Е Н З Ы

Н Е К О М М Е Р Ч Е С К А Я    О Б Щ Е С Т В Е Н Н А Я   О Р Г А Н И З А Ц И Я
Главная =>Культурно-просветительская деятельность => Сборник II Рериховских Чтений
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

           Введение

Сегодня в обществе все больше растет понимание, что патриотизм – одно из главных условие стабильности и процветания государства. В связи с этим наблюдается повышение интереса к отечественной истории и культуре, имеющих огромное значение  в воспитании подрастающего поколения и способствующих подъему национального самосознания. Именно славное прошлое России, где содержатся образцы мужества и героизма, примеры культурного подвижничества и служения высоким идеалам,  способно дать мощный созидательный импульс развитию нашей страны  в третьем тысячелетии. Поэтому сегодня как никогда остро стоит вопрос об ответственности ученых и педагогов за объективное освещение исторических событий. 

К сожалению, надо отметить, что помимо глубоких и правдивых исследований в исторической науке встречаются и такие, которые не отвечают нормам профессиональной и человеческой этики. В последнее время научная общественность, как российская, так и международная, а также высокие государственные чиновники отмечают рост этих негативных тенденций. Особенно остро стоит проблема исторической правды в материалах о жизни и деятельности выдающихся представителей российской культуры. Среди тех, чьи имена подверглись умалению, имя Н.К. Рериха занимает одно из первых мест.

Н.К. Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Он является автором первого Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), основателем ряда крупных культурных учреждений, создателем Гималайского института научных исследований «Урусвати» в Индии. Несмотря на это, находятся такие псевдоученые, которые делают попытки представить его как политического авантюриста или религиозного лидера.

К чему приводит недобросовестное освещение  фактов, нетрудно предугадать, достаточно только проследить причины духовно-нравственных проблем современного общества. Академик Л.В. Шапошникова уверена, что безразличие и невежество, непрофессионализм и преклонение перед стремлением подорвать наше самосознание уже привели к тому, что целое поколение выросло на учебниках, искажающих нашу историю, вызывающих недоверие к нашей культуре и ее творцам.

В III Рериховских Чтениях приняли участие доктора и кандидаты исторических наук, преподаватели вузов и  школ, представители общественных организаций. Среди слушателей студенты исторического факультета, преподаватели-аспиранты.

 С приветствием в адрес собравшихся выступил Ягов О.В., к.и.н., декан исторического факультета ПГПУ им. В.Г. Белинского. Он отметил актуальность поднятой проблемы, а также выразил готовность дальше сотрудничать и поддерживать инициативы представителей рериховской общественности.

Несмотря на широкий спектр предложенных для обсуждения вопросов, таких как: воспитание патриотизма, стремление к идеалам, соблюдение научной этики, проблема защиты культурно-исторического наследия Пензенской области, рериховская тематика оказалась главной. В ее рамках были представлены доклады, касающиеся нашумевшей диссертации Росова, исторической правды в рериховском наследии, литературного наследия Н.К. Рериха, обзор рериховской литературы, имеющейся  в центральной городской библиотеке,  презентация четвертого тома «Защитим имя и наследие Рерихов» и другие.

Слушатели отмечали, что конференция прошла на хорошем научном уровне.  Она переросла в живой, заинтересованный диалог, который мало кого оставил равнодушным,  и стала еще одним примером действенной защиты имени и наследия Рерихов.

Надеемся, что материалы III Рериховских Чтений помогут устремленному читателю в его поисках.

Проблема исторической правды в России:

Материалы III Рериховских чтений ( 20 марта 2008 г.)
/ Под ред. В.В. Кондрашина. – Пенза: ГУМНИЦ, 2008. – 109 с.

Редакционная коллегия:
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории и методики преподавания истории  ПГПУ им. В.Г. Белинского В.В. Кондрашин;          
председатель Рериховского общества г. Пензы Л.В.Суркова.

       

Сборник содержит материалы  III Рериховских Чтений, которые прошли 20 марта 2008 г. в Пензенском государственном педагогическом университете им. В.Г.Белинского (исторический факультет.)

Цель III Рериховских Чтений: обратить внимание общественности на необходимость бережного и ответственного отношения к истории и творцам культуры как основе самосознания народа и поступательного развития государства.

В сборнике представлены доклады и выступления ученых, педагогов, представителей общественных организаций. Материалы отражают актуальные вопросы мировоззренческого, научного, культурологического характера, поэтому будут интересны широкому кругу читателей.

Рецензенты:

О.В. Ягов, к.и.н., профессор, зав. кафедрой новейшей истории России и краеведения ПГПУ им. В.Г. Белинского;
Н.П. Востокова, к.и.н., доцент кафедры новейшей истории России и краеведения  ПГПУ им. В.Г. Белинского.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….………………………………….………………………..   3

Кондрашин В.В. 

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЙ РОССИИ В 1917 ГОДУ

И СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ……    5

Суркова Л.В. 

проблема исторической правды в творческом 

и философском  наследии  Н.К.Рериха.……..…..………........................… 12

Бахтибекова М.Н

РОССИИ  НУЖЕН  ПРАВДИВЫЙ  ОБРАЗ  РЕРИХА………..... 19

Войтенок В.С.

ТЕМА ПРАВОСЛАВИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. РЕРИХА …………… 24

Слепова О.В.

ЗАЩИТИМ ИМЯ И НАСЛЕДИЕ РЕРИХОВ ………………………...  30

Сухова О.А.

«СЛОВО И ДЕЛО»  ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ ……….…….….…..  37

Фирсова Е. Б.

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА

ЧЕРЕЗ КУРС «ПЕНЗЕНСКИЙ КРАЙ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ»…..    47

Прохорова Е.А.

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И

ПАТРИОТИЗМА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ……………..… . … …………………….   53

Рябова Г. Н.

НЕБРЕЖЕНИЕ К РОДИНЕ ЕСТЬ НЕКУЛЬТУРНОСТЬ                                                                                                   

(Н. К. РЕРИХ И ИДЕИ ПАТРИОТИЗМА СЕГОДНЯ) ..…….…..…… 61  

Полосин Н.И.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ УЧАЩИХСЯ ДУХОВНОЙ

ШКОЛЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В КОНЦЕ ХIХ –

НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА………………………………….…….……............   66

Люлькина Г.Г.  

С  ЧЕГО НАЧАТЬ  ВОСПИТАНИЕ  КУЛЬТУРЫ?…………………..  83

Мельникова И.И.

ВзРАЩИВАЯ  РОСТОК  КУЛЬТУРЫ, ДУМАЙ  О  КОРНЯХ ……..  86

Востокова Н.П. , Болдырев Д.В.

ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТОВЫХ СВЯЩЕННЫХ  МЕСТ  КАК    

ПРОБЛЕМА  СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО  

НАСЛЕДИЯ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ…………………………………. 88

Востокова Н.П., Панкратов Н.С.

НАУЧНАЯ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ…….….…...  91

Мочалина  Н.А.

ВО ВСЕХ УСЛОВИЯХ НУЖНО ХРАНИТЬ ТО,

ЧЕМ ЖИВ ДУХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ…………………………………… 94

Трунина Ю.

ОБРАЗ РОССИИ В СКАЗКАХ Н.К. РЕРИХА………………………   100

Адрес сайта: cultura-svet.narod.ru

Хостинг от uCoz