Я увидал, объят высоким светом
В ясную глубинность погружен
Три равноемких круга, разных цветом,
Один другим, казалось отражен…
Эти строки из «Божественной Комедии» великий Данте Алигьери посвятил Святой Троице. Она в достаточной мере воспета в западноевропейской культуре.
Еще в дохристианские времена был широко известен солнечный знак трех вращающихся кругов в кольце. Он встречается на древних монетах Памфилии, Фригии и в германо-скандинавской символике, на старинных английских монетах.
С распространением христианства знак триединства стал олицетворением Святой Троицы в романском и готическом искусстве Европы. Так называемый готический трилистник присутствует почти во всех соборах как основной декоративный элемент стен и витражей. Он украшает западный фасад Собора Парижской Богоматери и собора Сент - Шапель в Париже и присутствует в декоре собора Сент-Этьен в Бурже, Домского собора в Риге и др. На груди Уты из Наумбургского собора шестилучевая звезда имеет на своих окончаниях три полусферы.
Этот древний и вечный знак триединства есть и на изображении Страсбургской Мадонны, и на гербе Папском, на гербах тамплиеров и крестоносцев, на картинах испанских и итальянских художников. Эмблемы в виде трех сфер, окольцованных Урбором, змеем, поглощающим свой хвост, ходили в списках среди последователей известного средневекового философа Я. Беме.
Таким образом, и в Европе этот символ имеет особое священное значение
|