В церковно-православном искусстве этот символ широко распространился в иконописи, фресковой живописи и внешнем резном декоре храмов. Уместно вспомнить и о трех солнцах на концах креста, венчающего главы некоторых древнерусских храмов, не забывая, что в христианстве одним из символьных значений креста является именно Древо Жизни.
По образу трех кругов, складывающихся в восходящий треугольник (именно так, как на Знамени Мира), нередко компонуются нимбы в иконографии.
В гениальной «Троице» Андрея Рублева три нимба ангелов возносятся над евхаристической чашей. Три круга становятся символом сокровеннейшей тайны Пресвятой Троицы. А сама по себе круговая композиция символизирует триединство Божества.
Знак триединства присутствует на омофорах православных святых Николая Можайского, Сергия Радонежского, Василия Великого, Св. Мефодия, Григория Богослова и др.
Более ранняя традиция нанесения знака на одежду восходит, по-видимому, к античному времени.
Узором из трех точек и пересекающихся синусоид расписан свод в церкви Архангела Михаила на Сковородне, Он же в круге присутствует в декоре окон Надвратной церкви Киево-Печерской Лавры.
Характерно, что в древнерусском искусстве три круга часто объединяются в трилистник, иногда он встречается в окаймляющем круге.
Таким образом, в древнерусском искусстве немало примеров использования знака Знамени Мира
|